2. Затем переходим к исследованию обеих моторов: В-2-54 и В-54-6. Они дадут в прибавление в 120 л.с.
3. Пушка 100 мм Д-54С есть топовая на СУ-101. Её характеризуют: низкое пробитие брони и урон, но у неё высокая скорость стрельбы и высокая точностью попадания.
4. Пушка 122 мм Д-25С обр. 1944 г. уступает по всем параметрам пушке 100 мм Д-54С. Исключение - урон. Её можно исследовать на СУ-152 или ИСУ-152.
—рационально наклонённые листы брони;
—толстая маска орудия;
—увесистый боекомплект;
—низкая посадка корпуса.
—полное отсутствие какой-либо маскировки;
—маленький разовый урон, высокая цена снарядов;
—чрезвычайно низкая пробиваемость брони;
—практическое отсутствие отрицательного угла вертикальной наводки;
—попадание в нижнюю лобовую деталь означает гарантированное повреждение мотора.
Самоходка «Уралмаш-1» имела два варианта изготовления - СУ-101 (со 100-мм орудием Д-10С) и СУ-102 (со 122-мм орудием Д-25-44С).
Конструктивно СУ-101 сочетала хорошо освоенные в серийном производстве и инновационные узлы и агрегаты. САУ оснащалась сварным корпусом, собранным из листов катаной броневой стали. Корпус имел рациональные углы наклона. Мощность бронирования СУ-101 превосходила СУ-100. Лобовой лист корпуса имел толщину 90 мм при угле наклона 27°, лобовой лист рубки имел толщину 122 мм при угле наклона 35°. Толщина бортовых листов составляла 75 мм, единый для корпуса и рубки кормовой лист имел толщину 40 мм.
Сидение водителя, органы управления и элементы трансмиссии находились в носовой части корпуса с левой стороны от двигателя. Дизельный мотор В-2-44 мощностью 500 л.с. размещался вдоль оси машины со смещением к правому борту. В основной топливный бак заливалось 370 литров, наружные баки – 360 литров топлива. Наружные баки находились по бортам боевого отделения и не были связаны с топливной системой САУ.
В кормовом отделении находился боевой отсек с местами для командира, наводчика и заряжающего. Люк с броневой дверью находился в кормовом броне-листе справа.
Круглый люк с вращающейся крышкой располагался на крыше боевого отделения у левого борта. В него был вмонтирован смотровой прибор командира. Впереди круглого находился двух-створчатый люк.
Основное вооружение СУ-101 - 100-мм орудие Д-10С, располагалось в лобовом листе надстройки корпуса в литой бронемаске. Ствол пушки выступал за габариты корпуса на 630 мм. Угол возвышения - 18°, склонения — 2°, угол горизонтального наведения — 22,5°. Боекомплект - 35 снарядов.
Легким стрелковым вооружением был 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Его боекомплект - 450 патронов. Пулемёт монтировался на кольце основания крышки командирского люка.
На самоходке СУ-101 были установлены: телескопический прицел ТШ-19 и панорама.
Электрооборудование работало по одно-проводной схеме (аварийное освещение по двух проводной). Напряжение в бортовой сети - 24 и 12 В. Источники электроэнергии - четыре соединенных последовательно-параллельно аккумулятора 6СТЭ-128 общей емкостью 256 А/ч, и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф.
Внешнюю радиосвязь обеспечивала радиостанция 9РС, внутреннюю — переговорное устройство ТПУ-3-БИС-Ф, световая сигнализация (командир–механик-водитель) и танко-фон (шланг из резины с наконечниками) для связи командира с механиком-водителем.
Ходовая часть была точной копией ходовой СТ - Т-44 образца 1944 г. А именно: 5 сдвоенных обрезиненных катков с индивидуальной торсионной подвеской, ведущее колесо переднего расположения и заднее направляющее колесо. Гусеничные траки и колеса копировали Т-34-85.
Первые огневые тесты по одному специально изготовленному бронекорпусу СУ-101 выявили недостаточную прочность его отдельных элементов. Кормовой 30-мм бронелист пробивался насквозь фугасной гранатой калибра 122 мм с расстояния 300 метров, при этом взрыв от гранаты сорвал с петель заднюю эвакуационную дверь.
Заводские испытания прототипа СУ-101 состоялись в мае-сентябре 1945 г. СУ-101 произвела весьма хорошее впечатление. Броне-защита и вооружение СУ-101 превзошли «Jagdpanther» и большинство противотанковых САУ союзников.
Советская ПТ-САУ СУ-101