Это - противотанковая САУ девятого уровня производства СССР 1950-х годов. У неё отличное вооружение и маневренность. Слабая сторона - бронирование. Является предшественницей противотанковой САУ 10-го уровня Объект 263. Обозначение «СУ-122-54» получила, чтобы отличить её от САУ периода ВОВ «СУ-122».
Создана на базе СТ «Т-54/55». Создавалась в качестве штурмового орудия, но выступала так же, как и истребитель танков. С 1957 года выпуск был прекращён. СУ-122-54 стояли на вооружении вплоть до второй половины 1960-х. Затем их переоборудовали в тягачи и машины тех. помощи.
Исследования.
Исследуется на СУ-101 за 150000 опыта. После постановки в ангар, сразу же ставим пушку Д-54С, которая даст прирост в боевой эффективности и прибавит уверенности на поле боя.
1. первым делом изучаем ходовую СУ-122-54М2 за 23000 - прирост манёвренности для ПТ-САУ нелишнее
2. затем следует модуль - Орудие М-62-С2 за 64000 - с ним получим максимальную боевую эффективность.
3. третьим на очереди идёт мотор В-14 за 27200, который позволит танку развить максимальную скорость.В 1947 году омский завод № 173 прекратил производить танк Т-34-85 и созданную на его основе СУ-100. Им на смену должна была прийти САУ со 122-мм пушкой на базе нового танка Т-54.
Проект и макет САУ в натуральную величину рассмотрели в Министерстве транспортного машиностроения в декабре 1948 года. Прототип изготовили лишь в декабре 50-го. Задержку вызвало то, что САУ неоднократно перепроектировали. Ядерное оружие заставило специалистов СССР пересмотреть орг. структуру танковых и механизированных соединений, имеющих в оснащении классическую буксируемую и самоходную артиллерию. В новых условиях стало очевидно, что её огневая мощь необходима для поддержки танков и мотопехоты на всех этапах наступательно-оборонительных операций. Поэтому подвижность и маневренность самоходки не должна быть на уровне танков и бронетранспортеров. Она должна уметь быстро выходить из зон радиоактивного заражения, в том числе и по пересечённой местности.
Броне-защита САУ должна гарантировать их живучесть не только при артиллерийском огне, но и от ударной волны, возникающей от ядерного взрыва.
Переделки следовали за испытаниями, и лишь 15 марта 1954 года САУ на базе танка Т-54 была принята на вооружение СА.
Корпус СУ-122-54 сварили из катаных 100 мм листов стали. Лобовая часть неподвижной рубки и верхняя лобовая корпуса сплошные, борта и корма имели рациональные углы наклона. С целью придать пушке нужные углы вертикального наведения в нижней части рубки сделали заманы — обратные скосы, а так же проделали щели в амбразуре для ствола, несколько ослабив защиту брони.
В качестве основного орудия устанавливалось 122-мм. орудие Д-49 (52-ПС-471Д) со стволом 48,7 калибра. Это было модернизированное орудие Д-25Т от ТТ «ИС-3». Оно устанавливалось в рамке на лобовом листе броневой рубки. Орудие было оснащено клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором с электромеханическим досыланием, который довёл скорострельность орудия до 5 выстрелов/мин. Эжектор уменьшал загазованность боевого отделения. Дульный тормоз обеспечивал экстренное торможение.
Пушку оборудовали телескопическим шарнирным прицелом ТШ2-24. Он позволял вести огонь прямой наводкой на расстоянии до 6 тыс. метров. Механический прицел с панорамой С-72-24 позволял вести огонь с закрытых позиций на дальность до 14 км.
Пушка стреляла танковыми ББ и ОФ снарядами, а также ОФ гранатами гаубиц М-30 и Д-30. Для появившихся в начале 1960-х гг. танков М60 из Америки и Чифтен из Англии для нарезного орудия Д-49 разработали подкалиберный и кумулятивный снаряды.
Дальномер ТКБ-09 разместили на крыше рубки, во вращающейся командирской башенке. На турели разместили 14,5-мм зенитный пулемет КПВТ, второй пулемёт впервые на САУ спарили с пушкой.
Боекомплект САУ насчитывал 35 выстрелов раздельно-гильзового заряжания и 600 патронов пулеметами КПВТ.
Силовая установка Су-122-54 - танковый дизель В-54 мощностью 520 л.с. Он был размещён поперек корпуса, что позволило сократить на 650 мм. длину моторно-трансмиссионного отделения. Напротив, боевое отделение увеличилось при неизменных размерах стокового корпуса.
Впервые в СССР в системе пуска мотора сжатым воздухом появился воздушный компрессор АК-150В, заимствованный из авиации и требовавший доработки. Сжатым воздухом не только запускали мотор и пневмаперезарядку спаренного пулемета КПВТ, но и очищали от пыли боекомплект и агрегаты. В ходовой части из-за смещения вперёд центра тяжести изменили расположение опорных катков и уменьшили угол закрутки торсионных валов, что позволило получить более равномерное распределение нагрузки.
Первые образцы САУ в силовой передаче имели: гитару, главный фрикцион, 5-ти скоростную коробку передач, бортовые фрикционы с ленточными тормозами и бортовые редукторы. Последующие серии получили: 2-х ступенчатый планетарный механизм поворота и уширенные гусеницы для уменьшения давления на грунт. Цевочное зацепление потребовало изменить траки и устройство ведущих/направляющих колес. Сместившийся вперёд центр массы заставил перекомпоновать расположение опорных катков. Подвеска осталась торсионной.
Су-122-54 выпускались небольшими партиями на заводе №174 в Омске в 1955-1957. Всего было произведено 77 ед.
Советская ПТ-САУ СУ-122-54